Инспекция по труду

Федеральная инспекция труда

Государственная инспекция труда

 

Федеральная инспекция труда (государственная инспекция труда) осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, т.е. законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст.353 ТК РФ) в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

 

Федеральная инспекция труда состоит из:

Федеральной службы по труду и занятости (ФСТЗ)

территориальных органов ФСТЗ (государственных инспекций труда в субъектах федерации)

 

Сведения о государственных инспекциях труда в субъектах РФ смотрите здесь 

 

 

Кто может пожаловаться в Федеральную (государственную) инспекцию труда? Чьи жалобы рассматривает государственная инспекция труда?

Государственная инспекция труда рассматривает обращения и заявления:

  • граждан;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • юридических лиц;
  • органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор);
  • органов местного самоуправления;
  • профессиональных союзов;
  • средств массовой информации.

 

На что можно пожаловаться в  государственную инспекцию труда?

Государственная инспекция труда рассматривает обращения и заявления:

о нарушении работодателем трудовых прав работников (незаконное увольнение, невыплата заработной платы, непредоставление отпусков и т.п.);

о фактах нарушений работодателями обязательных требований,

в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам,

либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ по запросам работников

 

Внимание! Роструд не правомочен рассматривать вопросы, касающиеся обоснованности привлечения работодателем работника к дисциплинарной ответственности. О том, как работник может обжаловать привлечение к дисциплинарной ответственности читайте здесь ⇒

 

Жалоба в государственную инспекцию труда. Как пожаловаться в государственную инспекцию труда?

Гражданин в своем в государственную инспекцию труда в обязательном порядке должен указать:

  • наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение;
  • либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя,
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;
  • суть заявления или жалобы;
  • личную подпись и дату;
  • документы и материалы (либо их копии) в подтверждение своих доводов (в случае необходимости).

 

Образец  жалобы (заявления) в государственную инспекцию труда посмотреть здесь 

Жалоба направляется в государственную инспекцию труда по почте, по электронной почте или непосредственно в экспедицию инспекции по месту ее нахождения.

 

Какими полномочиями обладает государственная инспекция труда?

Полномочия инспекторов государственной инспекции труда определены Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".

 

Государственные инспекторы труда имеют право:

  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составляют соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

 

Если в ходе проведения проверки инспектор труда выявит нарушения, то работодателю выдаются акт проверки и обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений. Далее инспектор труда принимает меры по контролю за устранением работодателем выявленных нарушений.

 

Важно! Государственный инспектор труда не вправе выдавать предписание по вопросам, принятых к рассмотрению судом или по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

 

Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.