Закон о тишине (проект)

Закон о тишине на государственном уровне

Законопроект №323496-7 О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации
 

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации»

 

     Законопроектом предлагается дополнить статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации частью, предусматривающей использование жилого помещения с соблюдением тишины и покоя граждан в ночное время. Частью 4 указанной статьи предусмотрено пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, санитарно-гигиенических требований законодательства, но требования, установленные Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10) к уровню шума в жилых помещениях (максимально допустимый уровень составляет 55 дБ А с 7.00 до 23.00 и 45 дБА с 23.00 до 7.00) предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. То есть, указанные требования направлены на обеспечение соответствия жилых помещений санитарно-гигиеническим требованиям, в том числе и по уровню звукового воздействия.

     В связи с изложенным статья 17 Жилищного кодекса не гарантирует соблюдение пользователями помещений прав других лиц на обеспечение тишины и покоя в ночное время.

     Продолжительное время соблюдение прав граждан на отдых и досуг гарантировалось законодательством субъектов Российской Федерации, в законодательстве об административных правонарушениях большинства субъектов Российской Федерации присутствуют нормы, содержащие ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время. Указанные нормы успешно «работали», пока протоколы об административных правонарушениях по ним составляли должностные лица органов внутренних дел (полиции), то есть до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения (от 21.07.2014 № 247-ФЗ), установившего, что протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий. За прошедший период с 22 июля 2014 года (дата вступления в силу указанных изменений) по настоящее время вышеуказанные соглашения не заключены ни одним из субъектов Российской Федерации по различным причинам.

     Определение законодательством субъекта Российской Федерации иных должностных лиц на составление указанных протоколов вызывает существенные затруднения, так как только должностные лица органов внутренних дел (полиции) обладают особым правовым статусом, позволяющим требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия, также должностные лица органов внутренних дел (полиции) обладают особыми атрибутами своего статуса, такими как форменная одежда и служебное оружие. Отсутствие данных преимуществ у должностных лиц иных органов, которые могут быть определены законом субъекта Российской Федерации в качестве уполномоченных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, ведет к уклонению правонарушителей по данным правонарушениям от ответственности. На территории Еврейской автономной области полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по составам правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе по статье «Нарушение тишины и покоя граждан», в настоящее время переданы органам местного самоуправления городских, сельских поселений, городского округа. У должностных лиц органов местного самоуправления отсутствуют законные рычаги воздействия на лиц, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, что способствует совершению гражданами правонарушений, следствием которых достаточно часто являются бытовые преступления.

     Внесение в статью 17 Жилищного кодекса изменений, устанавливающих требования к обеспечению тишины и покоя граждан, позволит установить на федеральном уровне административную ответственность за нарушение тишины и покоя граждан, с соблюдением пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым определено, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Вносится депутатами Государственной Думы

А.Ф. Тихомировым,

Е.Е. Марченко,

Н.Г. Брыкиным

И.В. Осиповым

 

  Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации

 

 

Статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2016, № 28, ст. 4558) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Жилые помещения являются объектами, на которых должны обеспечиваться тишина и покой граждан в ночное время.

Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время не допускается.

Нарушением тишины и покоя граждан в ночное время является совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, в ночное время (с 23 до 7 часов), за исключением действий, направленных на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, действий, совершаемых при отправлении религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении культурно-массовых мероприятий, разрешенных органами государственной власти или органами местного самоуправления муниципальных образований области.

К действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время, относятся использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли, игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, производство ремонтных, строительных, погрузочно-разгрузочных работ, иные действия, сопровождающиеся звуками и нарушающие покой граждан, в жилых помещениях и местах общего пользования жилых домов, в гостиницах и общежитиях, на территориях микрорайонов и групп жилых домов.

Лица, нарушающие тишину и покой граждан в ночное время несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

 

 

      Президент

Российской Федерации